Владимира равноапостольного, князя в Старых Садех

Владимира равноапостольного, князя в Старых Садех (внешний вид, мал.)Деревянный храм существовал с XIV века. Каменный храм построен в 1514-16 годах (предпол.зодчий Алевиз Фрязин Новый) на загородном дворе вел. кн. Василия III в старых государевых садах. Главный престол – равноапостольного князя Владимира, приделы мучеников Кирика и Иулиты и благоверных князей Бориса и Глеба. Большая перестройка каменного здания проводилась во второй половине XVII века.

В 1812 году Князевладимирская церковь горела, как и многие храмы Ивановского сорока, в который она входила. Однако серьезно пострадала от огня только крыша — иконостасы и имущество были сохранены. Гораздо большее несчастие обрушилось на прихожан  — пожар уничтожил 16 домов, и среди них 4 дома священнослужителей1. От столь сильного потрясения храм не скоро оправился и на первых порах (1816 году) был приписан к церкви Козьмы и Дамиана на Покровке, а затем  — к Предтеченской бывшего Ивановского женского монастыря. Однако приписной церковь св. князя Владимира оставалась недолго  — за восстановление самостоятельности прихода и сохранение церкви стали хлопотать именитые прихожане.

Владимира равноапостольного, князя в Старых Садех (интерьер, мал.) Уже в июле 1813 года действительный статский советник Михаил Волынский, обращаясь к преосвященнейшему Августину сообщал, что церковь, построенная Великим князем Василием Ивановичем (до XX столетия, перестроенную в XVII веке, церковь ошибочно относили к 1514 году), была «в великолепном виде», и не имела пред разорением никаких ветхостей. Он утверждал, что она назначена к уничтожению, а утварь ее должна быть передана в церковь Козьмы и Дамиана на Покровке. Ссылаясь на уважение к памяти «сего великого угодника Божия, основавшего в России христианскую веру и доныне покровительствующаго оной, во имя которого в Москве был один сей храм и потому имея ревностное усердие исправить оной на свой кошт», Волынский просил, что если сейчас нельзя назначить священника из-за неполноты прихода, то нельзя ли дождаться когда прихожане соберутся и отстроят свои дома2. На основании поданного прошения Консистория сделала запрос в Комиссию для строений в Москве, которая ответила, что «по учиненному же Комиссией правилам при регулировании означенная церковь в сломку подходить не может»3. В свою очередь МДК составила справку о состоянии храма после изгнания неприятеля, из которой становилось известно, что у нее обгорела, кроме колокольни, крыша, ризница вся разграблена, спасены только некоторые серебряные вещи, которые были спрятаны в церкви, (в которых было 30 фунтов веса, не считая убранства образов и Евангелия). Кроме того, указывалось, что церковь находится недалеко от упраздненного Ивановского монастыря, в котором соборную церковь по древности и хорошей сохранности следует превратить в приходскую, и к ней приписать Князевладимирскую, Николоподкопаевскую, Трехсвятительскую и Троицкую в Хохловке церкви. В целом Консистория считала Владимирскую церковь «яко совсем ненужную, которая навсегда имеет остаться без прихода» возможным разобрать, но чтобы удовлетворить благочестивое усердие просителя можно дозволить ему в соборной церкви упраздненного монастыря устроить придел во имя св. князя Владимира. И все же, Святейший Синод счел просьбу Волынского заслуживающей большего уважения и согласился на ремонт и освящение церкви после восстановления прихода4.
 

Владимира равноапостольного, князя в Старых Садех (интерьер)В августе 1819 года приходские люди местности близ церкви направили духовному начальству прошение об определении к Князевладимирской церкви священника с причетчиками, так как она снаружи и внутри отделана5.

19 октября был освящен главный храм, а 9 ноября придел кн. Бориса и Глеба6.

О возобновлении придела св. Кирика и Иулитты в 1824 году к церковным властям с прошением обратилась дворянка, титулярная советница, Наталья Егоровна Волкова, решившая «за собственный свой кошт и привести в совершенство, дабы во оном могло быть совершаемо священнослужение»7. Однако освящен он был только 16 января 1827 года Митрополитом Московским и Коломенским Филаретом.

О состоянии храма в 1825 году дает клировая ведомость Ивановского собора. В нем по-прежнему было 3 престола и один из них  — во имя св. мучеников Кирика и Улитты, устроенной в стороне паперти еще не был освящен. Причта по штату было положено 1 священник, 1 диакон и 2 дьячка, однако указывалось, что «после нашествия неприятеля с 1819 года по восстановлении означенной церкви, по причине многих не обстроенных домов, а, следовательно, и малочисленности значительных прихожан состоит 1 священник, 1 диакон на дьяческой вакансии и пономарь»8.

В период гонений в храме святого равноапостольного великого князя Владимира свое служение несли священник Сергий Борделиус (в монашестве иеромонах Феодор; скончался в тюрьме в 1930 году) и священник Владимир Амбарцумов.
 
Священники Сергий Борделиус и Владимир Амбарцумов. Князе-Владимирский храм. 1928г.
Священники Сергий Борделиус и
Владимир Амбарцумов.
Князе-Владимирский храм. 1928г.
Священномученик Владимир Амбарцумов родился 20 сентября 1892 года в Саратове. Из Саратова семья Амбарцумовых в конце 1890-х годов переехала в Москву и поселилась на Шаболовке. 4 декабря 1927 года рукоположен во диакона, а 11 декабря — во иерея и определен на служение к Георгиевской церкви Глазова. Через две недели отец Владимир был перемещен на службу в Московскую епархию и назначен настоятелем московского Князе-Владимирского храма в Старосадском переулке. Вторым священником в храме был отец Сергий Барделиус (впоследствии иеромонах Феодор, погиб в 30-х годах в заключении). В эти годы отец Владимир был близок с епископом, впоследствии митрополитом, Мануилом (Лемешевским, ум. 1968), который часто служил в храме Святого князя Владимира; с отцом Сергием Мечевым (расстрелян в 1941 году); с Сергеем Алексеевичем Никитиным, впоследствии епископом Калужским и Боровским Стефаном (1963). Летом 1928 года по просьбе священника Василия Надеждина, с которым у него также сложились близкие отношения, он временно служил в храме во имя Святителя Николая у Соломенной Сторожки. Отец Василий после продолжительной болезни уехал лечиться на кумыс, доверив отцу Владимиру своих духовных чад. Тот в короткое время расположил к себе прихожан Никольского храма своей деликатностью и полным отсутствием желания «завоевать» их сердца, принадлежавшие другому пастырю. В 1930 году стал настоятелем храма Святителя Николая у Соломенной Сторожки; вместе с ним служил отец Михаил Шик, впоследствии принявший мученическую кончину в Бутове 27 сентября 1937 года. В 1931 году он принял решение выйти за штат. 5 апреля 1932 года отец Владимир был арестован органами ОГПУ. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР 7 июля 1932 года священномученик Владимир был приговорен к высылке в Северный край сроком на три года, но затем было постановлено приговор считать условным и обвиняемого «из-под стражи освободить», о чем ходатайствовало руководство Академии наук, где он в то время работал. 

 

священномученик протоиерей Владимир Амбарцумов В ночь с 8 на 9 сентября 1937 года его вновь арестовали. 5 ноября 1937 года священномученик Владимир был расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года священномученик протоиерей Владимир Амбарцумов был прославлен в лике святых.

После закрытия храма в 1933 году помещения его использовались разными организациями. В 1991 году богослужения возобновлены.  При храме действует Свято-Владимирская православная гимназия.


1) РГИА, ф. 796, оп. 93, д. 1032, л. 185 об.  — 186.
2) ЦИАМ, ф. 203, оп. 752, д. 371, л. 1-3.
3)Там же, л. 4.
4) ЦИАМ, ф. 203, оп. 752, д. 7174, л. 3-6.
5) Там же, л. 1-2.
6) А. Знаменский. Указ соч. С.18.
7) ЦИАМ, ф. 203, оп. 209, д. 52, л. 1-3.
8) ЦИАМ, ф. 203, оп. 744, д. 1719, л. 261.

 


 

 Настоятель храма - протоиерей Сергий Романов.

Храмовой день – празднование памяти святого равноапостольного князя Владимира, 28 июля. 

Дни престольных праздников: мучеников благоверных князей Бориса и Глеба 6 августа
  мучеников Кирика и Иулитты 28 июля

 

Адрес: 101000, Москва, Центр, Старосадский пер., 11
Телефон: (495)-621-92-22(дежурный)
(495)-621-41-22
Факс: (495) 625-92-55
e-mail: sv_kn_vladimir@yandex.ru

 



Романов С.
протоиерей

Донченко М.
протоиерей

Никифоров С.
протоиерей


 

© 2007-2017 Богоявленское благочиние
При использовании материалов сайта ссылка на сайт www.bogoyavlenskoe.ru обязательна.

Яндекс.Метрика

НАВЕРХ