Прихожане храма святых бессребреников Космы и Дамиана совершили паломничество к святыням Сванетии

Не указано

С 17 по 30 июня 2019 г. прихожане храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке во главе с настоятелем протоиереем Федором Бородиным совершили паломничество к святыням Сванетии.

Вот, что вспоминает участница поездки Тея Дзугкоева:
"Сванетия – северный горный край Грузии. Раньше эти земли были труднопроходимы, теперь – труднопроезжаемы. Серьезный транспорт туда не добирается, и численность группы пришлось ограничить. Итак, нас было 19…

Люди, церкви, снега…
Не побывать в самом сердце благословенной Грузии было бы непростительно. В первый же день мы отправились из Тбилисского аэропорта в древнюю Мцхету.
Вот куда мы сумели добраться, вот где молились. Кафедральный патриарший храм Грузинской Православной Церкви Светисцховели (V–XI вв., хранящиеся под спудом Хитон Господень и Милоть св. пророка Илии). Самтавро (IV в., Преображенский храм и женский монастырь святой Нино, рака с мощами святого юродивого старца Гавриила (Ургебадзе). Джвари (VI в., храм Святого Креста над слиянием Куры и Арагви, первый в Грузии памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО).
Встреча с главными святынями Грузии стала замечательным началом поездки. Переполненные, мы сели в ночной поезд «Тбилиси – Зугдиди». Утром нас встречал микроавтобус с водителем Гогой, быстро ставшим для нас родным.
Более трех часов петляли мы по горному серпантину над рекой Ингури. И вот наконец – Местия, центр притяжения туристов, альпинистов и лыжников. Паломнические группы более чем на два-три дня сюда не заезжают. Почему? Пока мы этого не понимали, просто полностью доверились принимающей стороне – настоятелю храма Георгия Победоносца о. Георгию и организатору поездки Елизавете Жудро. Лиза – москвичка, психолог. Четыре года назад прикипела к этим людям, церквям, горам, снегам. Тут и живет, помогая храму и временами «наезжая» в Москву… Именно Лиза 10 дней последовательно открывала нам то, что не вошло бы в сердце на бегу.

Потрудиться ножками
Жизнь в Сванетии всегда была очень нелегкой. Суровые снежные зимы и короткое лето. Сели-лавины и небольшие участки плодородной земли. Даже виноград не вызревает. Тяжелый физический труд. Сванские семьи традиционно строили высокие башни (назначение которых точно неизвестно, но они стали символом Сванетии), жили в неотапливаемых каменных домах вместе с овцами и коровами, согреваясь их теплом. И при этом… строили церкви. Множество. Как семейные, рядом с домом, так и высоко в горах! Таскали тяжеленные камни, украшали, расписывали, посвящая труды и силы Богу. Мы посетили многие сванские храмы. Путь к некоторым – и это было прекрасно! – можно смело назвать восхождением. За два-три дня разве такое увидишь?
Латали - группа селений в ущелье Ингури. Здесь сохранилось около 60 храмов, построенных в 9–14 веках. Многие украшены чудесными средневековыми фресками и иконами – как местного письма и чеканки, так и привезенными со всей Грузии. По словам о. Федора, сокровища храмов Сванетии достойны экспозиции лучших музеев мира…  Мы осмотрели храмы Архангельский и Спасский, храм в честь св. пророка Ионы. И поднимаясь около часа по крутому склону к Лахильской церкви св. Георгия, впервые поняли, что такое «потрудиться ножками». На вершине нас ждал удивительный маленький шедевр сванской церковной архитектуры в форме просфоры с частично сохранными фресками 12-14 века. Трудный подъем, взаимопомощь и страховка на сырых, скользких участках сделали нашу молитву особенно соборной. Группа с первых же дней становилась общиной, семьей.
Понятное дело – общая молитва утром и вечером, духовная беседа перед сном. Однако, отец Федор был не только окормляющим священником, но также одним из немногих мужчин в группе. Разве станешь отсиживаться на приятной полянке, если вверх на нелегкий склон тебя приглашает надежная рука батюшки? Наши старшие паломницы 69 и 70 лет не пропустили ни одно восхождение!
Мы побывали в общинах Местии и Мулахи, Кала и Ипари. И везде попадали в гармоничную, сложившуюся столетиями среду: сванские башни, пристроенные к ним старые (порой древние) и более современные дома, небольшие церкви, многие – с великолепной настенной росписью 10-14 веков. В селах сохранилось немало черт прежней жизни: вот на лавочке общаются местные старики в шапках-сванках, из колоды пьют телята и утки, кто-то чинит старинные сани, на которых до сей поры перевозят грузы упряжью из двух быков... Потрясающие старики в национальных костюмах с газырями больше часа пели для нас сванские песни: и духовные, в храме, и народные – просто на улице, под 600-летним дубом.

Самое яркое
Отдельная история – поездка в Ушгули с ночевкой. Это самое высокогорное поселение Европы, ~2200 м над уровнем моря. Его архитектурный ансамбль расположен на фоне снежной вершины Шхара и является памятником Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Попутно мы заехали в село Хэ, в церковь святой великомученицы Варвары (10 в, древний образ Спасителя, особо почитаемый сванами). Дорога в Ушгули заставила группу молиться с особым усердием: серпантин был крутым. И когда на обрывистом вираже наш дорогой водитель Гога затянул грузинскую песню, отрывая руки от руля и воздевая к небу... Словом, добрались, и Богу слава!
В ушгульском этнографическом музее "Сванский дом" мы рассмотрели предметы традиционного быта и посетили сокровищницу, а потом поднялись на самое высокое место в селении, в действующий мужской монастырь Ламария (9 в.).
Ближе к вечеру нам удалость вдоволь побродить по улочкам Ушгули – никакого асфальта, только земля, щедро удобренная домашними животными. Мы видели сванский дом, где как и в прежние времена, семья живет под одним кровом с коровками и хрюшками. Вершиной дня в Ушгули стала подготовка группы к главной литургии нашей поездки. Воскресным утром внедорожники доставили нас в Лагурку, почти к подножию горы. Мы в полном составе поднялись на очередную вершину (ноги уже попривыкли, руки ловко орудовали трековыми палками) и молились на Божественной Литургии в церкви свв. Кирика и Иулиты (10 в., фрески 11 в.). В храме алтарь ничем не отгорожен, и пространство молитвы удивительно общее: ТАМ – и ЗДЕСЬ. Слышно каждое слово.
Причащалась вся группа, и это тоже особое впечатление!

Человеческий фактор
Было в этой поездке много других объектов. Программу завершили два дня на море, в Батуми. И вот мы в Москве. Правда, если честно – многие до сих пор в Сванетии. Там, где среди каменных башен и снежных заносов проросла прекрасными цветками детская вера во Христа. Там, где живут простые, добрые, немного суровые люди. Где каждый, каждый встречный, узнав, что мы из Москвы, говорит: «Как мы по вам скучаем!!!». В этой братской православной земле МЫ и ОНИ были вместе. И ни слова о политике. Больно."