Настоятель и прихожане храма святителя Николая в Клённиках совершили паломничество к святыням Белгородской земли

Не указано

Сразу после Пасхи, со 2-4 мая 2016 года большая группа прихожан храма святителя Николая в Клённиках во главе с отцом настоятелем, протоиереем Николаем Важновым совершила паломничество к югу от Москвы. Целью, куда звали сердца, были святыни Белгорода, Рыльска, Курска и их окрестностей.
Солнечным утром 2 мая мы приехали в Белгород.  Здесь, почти в 600 км к югу от Москвы, весна была уже в полном разгаре, а тюльпаны в городских скверах уже начинали отцветать. Яркое солнце, свежая весенняя зелень, ясное синее небо и голубые храмы – таким предстал перед нами город. Белгород -  старинный, с 1596 года, дальний форпост укрепленной линии, возведенной для защиты южных рубежей Российского государства от набегов крымских татар.  В 1650 году был построен Белгородский кремль, ставший центром обширной Белгородско-Обоянской епархии, которой с 1748-1754 годы  правил епископ Белгородский Иоасаф (Горленко).  Поклонение местам, связанным со святителем Иоасафом, начали с современного памятника, установленного в 2001 году на территории несуществующего уже кремля и разоренного Свято-Троицкого монастыря. Сюда привез нас историк, архитектор и краевед Павел Альбощий, сопровождавший группу. В нескольких сотнях метров от памятника стоит Успенско-Николаевский собор, построенный по повелению Петра I. Собор -  самое старое из сохранившихся в Белгороде зданий.   В нём  служил Святитель Иоасаф. На территории Белгородской митрополии находится пещерка-часовня Святителя Иоасафа, где 150 лет (после его кончины и до прославления в лике святых в 1911 году) покоились его мощи; сюда к Святителю как к живому приходили верующие, получавшие по молитвам у гробницы помощь и утешение в скорбях. Пришли сюда и мы.  Затем проулком, заросшим зеленеющими кустами и желтыми одуванчиками, мы вышли на проспект и через несколько минут были в Преображенском кафедральном соборе, где почивают ныне мощи свт. Иоасафа, к которым мы припали.  Приложились мы и к древнему чудотворному образу Николы Ратного, защищавшего местных жителей от набегов неприятеля. Завершилось знакомство с храмами и святынями города в Смоленском соборе.
Целью следующего маршрута группы стал Свято-Троицкий Холковский монастырь, основанный в 1620 году и расположенный в одном из меловых холмов в 120 км от Белгорода.  На середине зеленого холма  – белоснежный храм Донской иконы Божией матери, на вершине – Владимирская часовня, к которой ведет лестница почти в 300 ступеней. Оттуда открывается вид на былинные дали – холмы, речки и синеватые леса у далекого горизонта. Но главное достояние Холковского монастыря – пещеры, вырытые в меловой породе первыми насельниками обители. Когда это произошло, ученые не знают, а летописи молчат. Однако известно другое: когда в середине прошлого века власти захотели уничтожить подземный монастырь, взрывные устройства не сработали. Неутомимым богоборцам удалось взорвать вход в подземелье, но сами пещеры остались практически невредимы.  Сейчас над входом в подземную обитель выстроен Храм преподобных Антония и Феодосия Печерских. Узкие ступени, вырубленные в белой меловой породе, ведут в коридор, в котором с трудом могут разойтись два человека. Длина коридора – 126 метров, по обе стороны его прорублены кельи монахов и затворников: ложе, ниша для иконы или светильника – все вырублено в камне. Еще несколько шагов, поворот – и белое подземелье озаряется золотистым светом: мы добрались до подземного Храма Св. Троицы.
Как рассказывал нам экскурсовод монастыря монах Феофан, с этими пещерами связаны три чуда: первое – это то, что в отсутствии всякой системы принудительной вентиляции, воздух в них всегда свежий, температура в течение всего года составляет 8-10 градусов Цельсия, а срезанные цветы не вянут на протяжении многих недель. Второе чудо состоит в том, что строители подземного храма сумели сориентировать алтарь точно на Восток, хотя даже современному специалисту эта задача оказалась бы не под силу, так как компас в этих местах не действует – монастырь находится в зоне Курской магнитной аномалии. Третье же чудо – удивительное акустическое свойство, которое проявляется в том, что пение или чтение из трапезной слышно во всех кельях подземной обители, кроме кельи затворника. Но при одном условии: голос должен быть мужским. Женский голос, какого бы тембра и силы он ни был, такого эффекта не производит…
На следующий день, попрощавшись с Белгородом, мы отправились в долгое путешествие. Заехали в село Ракитное – почтить память знаменитого старца архимандрита Серафима (Тяпочкина).  Служба в Свято-Николаевском храме близилась к концу, и после крестного хода нам открыли келью о. Серафима, в которой все сохранилось так, как было при жизни батюшки.
Из села Ракитного поехали в Брянскую область, в Богородицкую Площанскую мужскую пустынь. Несмотря на то, что путь до Пустыни занял пять часов, благодать и удивительная красота этой обители быстро прогнали усталость.  
Площанская пустынь славилась своими старцами. Здесь подвизались ближайшие   ученики и после¬дователи преподобного старца Паисия (Величковского), - схимонах Афанасий (Захаров), иеромонах Васи¬лий (Кишкин), святитель Игнатий (Брянчанинов), Лев и Макарий Оптинские, преподобный Феодор Санаксарский, подвизался прозорливец и мученик Герман. Поклонившись монастырю и Преподобному Василию Площанскому (Кишкину), чьи мощи покоятся в Покровском храме древней обители, мы отправились в Курскую область, в старинный город Рыльск.
Свято-Никольский Рыльский монастырь, один из древнейших монастырей в России – тоже восстанавливается после долгих лет разорения. Первым наместником возрождающегося монастыря стал архимандрит Ипполит (Халин) (1928-2002). Его называют «самым добрым батюшкой на земле». Он был утешителем и помощником всем, кто испытывал скорби и страдал от тяжелых физических и душевных недугов, не гнушаясь никакими людьми. Монашеский постриг о. Ипполит принял в 1957 году в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, где познакомился с будущим настоятелем нашего храма – о. Александром Куликовым. Отец Александр, будучи совсем молодым священником, приезжал в Печоры и останавливался в келье иеромонаха Ипполита. «Я на всю жизнь запомнил этого скромного, тихого, смиренного монаха», – вспоминал об отце Ипполите о. Александр.
Господь призвал к Себе Своего верного воина и труженика 17 декабря 2002 года. Похороны состоялись в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, к которому сам отец Ипполит постоянно обращался  в молитвах. Отца Ипполита похоронили возле алтаря Николаевского храма -  главного собора обители. На могиле установлен бронзовый крест, горит неугасимая лампада и всегда лежат свежие цветы. Много почитателей у батюшки Ипполита, много тех, на чьи слёзные мольбы у его могилки по молитвам старца Господь отвечает, посылая просимое.
Из Рыльска мы отправились в Курск, где посетили Курскую Коренную пустынь. В обители мы поклонились месту, где в 1295 году в Праздник Рождества Богородицы в 27 верстах от Курска охотники нашли у корней вяза небольшую икону «Знамение». На месте обретения иконы охотники поставили часовню, а сейчас здесь стоит Храм Живоносного источника, куда нам и посчастливилось попасть. Искупались в источнике и отправились в Курск, где перед отъездом в Москву ещё успели посетить удивительной красоты Сергиево-Казанский храм - с ним связано первое чудо из жития прп. Серафима Саровского. Именно со строящейся колокольни этого храма, с самого ее верха, он семилетним мальчиком упал и остался невредим.
Помолившись напоследок прп. Серафиму, мы с полными радости сердцами отправились в обратный путь.
 

 


 

© 2007-2020 Богоявленское благочиние
При использовании материалов сайта ссылка на сайт www.bogoyavlenskoe.ru обязательна.

Яндекс.Метрика

НАВЕРХ